Интервью с Субедеем Дангыт, выпускником Бурятского республиканского хореографического колледжа, который стал лауреатом на проходившем в июне в Москве XIV международном конкурсе артистов балета
— Мы внимательно следим за Вашими успехами, и очень радуемся Вашим победам, как победам для нас родного человека, нашего выпускника. Расскажите почему решили участвовать в московском конкурсе артистов балета?
— Спасибо, очень приятно слышать такие слова! На самом деле, задачи соревноваться у меня не было. Для меня конкурс был больше как гала-концерт, чем просто конкурс.
Впервые в балетном конкурсе я принял участие ещё в детстве, в 2013 году участвовал на первом всероссийском фестивале хореографических училищ (колледжей) и школ, посвященному 75-летнему юбилею Рудольфа Нуреева. (Субедей Дангыт тогда завоевал диплом «Восходящая звезда» — прим. автора).
Участие в конкурсах и фестивалях давно стало для меня неотьемлемой частью артистической жизни.
— Вы не в первый раз участвуете в московском конкурсе, что могли бы о нём рассказать?
— Я участвовал в 2017 году в категории соло, но не прошёл в финал, на третий тур. На тот момент мне было 19 лет и я ещё не работал в театре, а только закончил стажировку в Russian ballet college в Италии. И был одним из младших участников в старшей группе. Наверное, тогда, мне для победы не хватило опыта и выдержки, но 5 лет не прошли даром.
— Какие танцевальные номера Вами были представлены на суд жюри и зрителей?
— На первый тур мы с моей партнёршей по жизни и театру Камиллой Исмагиловой выбрали pas de deux Медоры и Раба из балета «Корсар». На второй тур мы решили взять па-де-де «Дон Кихот» и современный номер, который нам поставила хореограф из Санкт-Петербурга Дарья Вергизова.
В третьем туре мы представили Grand pas Classique и адажио Мехмене Бану и Ферхада из балета «Легенда о любви» Юрия Николаеаича Григоровича. В итоге у Камиллы — IlI премия конкурса «Женщины. Дуэт», а у меня — серебро в номинации «Мужчины. Дуэт».
— Какое впечатление на конкурсе произвели на Вас соперники?
— Всего на смотр было представлены 343 участника из 33 стран. Отборочный тур прошли 112 танцовщиков, со многими из них я знаком лично: с кем-то работал, с кем-то знаком по другим конкурсам и фестивалям. Всё участники были сильными и опытными артистами.
— Участие на таких представительных конкурсах это всегда этап в творческой биографии любого артиста. Чем вам запомнился нынешний конкурс?
— Московский международный конкурс артистов балета считается Олимпийскими играми в мире балета, проходят раз в четыре года. Выйти и показать себя на сцене Большого театра дорогого стоит. Колоссальная энергетика, атмосфера, зрители и, конечно, мотивация.
В разные года обладателями первой премии конкурса становились Михаил Барышников, Андрис Лиепа, Морихиро Ивата, Николай Цискаридзе и многие другие выдающиеся артисты.
Конкурсантов оценивали такие прославленные танцовщики, хореографы и деятели балета, как народный артист СССР Юрий Николаевич Григорович, председатель жюри, в честь 95-летия которого и состоялся этот конкурс, Николай Цискаридзе, Борис Эйфман, Светлана Захарова и другие прославленные мастера Большая удача, считаю, получить их оценку.
— Следили Вы за юным участниками конкурса, нашим воспитанником, студентом 2 курса БРХК, своим тувинским земляком, Чингисом Монгушем?
— Да, смотрел, переживал. Чингис Монгуш — большой молодец, в столь юном возрасте стать участником конкурса такого масштаба! Теперь он знает, что нужно учиться и работать намного усерднее.
— Наш студент Чингис Монгуш не прошёл в финал, но сильно изменился после московского конкурса. Полученный им опыт и отличная физическая форма позволили ему победить на другом международном конкурсе в Улан-Баторе, на который он поехал сразу после Москвы.
— Да, поздравляю! Я знаю, что он стал лауреатом ll международного конкурса артистов балета Монголии. Интересно, что и я тоже в своё время стал обладателем первой премии I-го монгольского международного конкурса артистов балета.
— Мы, со своей стороны, хотели сказать спасибо министерству культуры Бурятии и лично министру Соелме Дагаевой, что поверили и доверили нашим юным воспитанникам колледжа вновь представлять Россию на этом престижном международном творческом форуме. Продолжая разговор, хотелось бы узнать, помогают ли Вам в артистической работе та теоретическая и практическая балетная подготовка, которую Вы прошли в стенах БРХК?
— Безусловно. Я очень благодарен своим учителям Евгения Сергеевне Волковой, Людмиле Георгиевне Мергеневой и другим преподавателям начальных классов, привившим любовь к балету. Особая благодарность моему наставнику Юрию Фроловичу Муруеву, прославленному артисту и гениальному педагогу! Всему преподавательскому составу моего родного колледжа большое человеческое спасибо!
За время учебы мне удалось исполнить на большой сцене театра БГАТОиБ имени Цыденжапова партию графа Вишенки в балете «Чиполлино» Карена Хачатуряна и партию Колена из классического балета «Тщетная предосторожность», созданную на основе французских народных мелодий.
Эта постановка была осуществлена силами студентов колледжа под руководством бывшего худрука Большого театра Юрия Бурлака и Сусанны Мартиросян.
Выходя из стен родного колледжа в моём багаже уже были партии Саблиста из балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна, гран па из балета «Дон Кихота», па-де-де «Пламя Парижа», «Арлекинада» и «Пери».
Полученные в колледже теоретические знания и опыт — это мой фундамент. Я очень благодарен своему родному колледжу, любимому Улан-Удэ, моей второй родине Бурятии, и, конечно, всем своим педагогам и учителям!
— Расскажите, как сложилась Ваша трудовая биография, после окончания нашего учебного заведения.
— Могу сказать,что после выпуска у меня началась очень напряженная и насыщенная жизнь в рабочем плане. Конкурсы, смена театров, интересные партии в балетах.
Сразу по окончании обучения я был приглашен в Италию, на двухлетнюю стажировку в Russian ballet college в Генуе. После окончания которого я впервые и оказался на Московском конкурсе, где меня заметили и пригласили солистом в труппу «Урал Опера и Балет». Это второе название Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета в столице Свердловской области.
Работая в театре, мне посчастливилось открывать в Санкт-Петербурге международный фестиваль «Dance open» в роли Учителя в прологе «Школа танцев» балета «Тщетная предосторожность».
Мой хореографический кейс в театре пополнился ролями: Джузеппе в спектакле «Наяда и Рыбак» Цезаре Пуни, Солор — в балете «Баядерка». А также grand pa classique на гала-концерте «Fashion gala».
— Где вы трудитесь сегодня?
— После работы ведущим солистом в Ростовском государственном музыкальном театре моя сегодняшняя работа с весны прошлого года — ведущий мастер сцены Астраханского государственного театра оперы и балета.
Новую работу мне и моей жене предложил главный балетмейстер театра, народный артист России Дмитрий Гуданов, благодаря которому мне удалось ещё больше вырасти как артисту, исполняя главные партии в театре.
Особенно хотел бы отметить авторский балет Дмитрия Гуданова «Le Pari», где мне посчастливилось исполнить партию Фридерико Шопена с примой балериной Мариинского театра Дарьей Павленко. Очень благодарен Дмитрию Константиновичу за нашу подготовку к последнему московскому конкурсу артистов балета.
Работая в театре в Астрахани, я занят во многих спектаклях, таких как «Жизель» Адольфа Адана, «Щелкунчик» Петра Чайковского, «Дон Кихот» Людвига Минкуса, «Сильфида» Жана Левенскольда и других.
Репертуар балетных шедевров бесконечен, а значит осваивать новые роли и играть на сцене можно вечно! Искусство в отличии от человека бессмертно, даже иногда жаль, что за короткий артистический срок всего не успеть! Но я стараюсь.
— Что бы Вы могли пожелать выпускникам, закончившим в этом году обучение и продолжающим его ученикам и студентам, своим педагогам колледжа?
— Хочу пожелать выпускникам удачи, чтобы они нашли свой театр, и развивались. Чтобы никогда не сдавались и шли только вперёд! Учащимся и студентам, продолжающих учиться, начинать совершенствовать прямо сейчас, потому что ваша артистическая биография начинается уже сегодня.
И огромное спасибо, хочу сказать ещё раз, моим педагогам учителям! Очень надеюсь на скорую встречу, я к вам обязательно приеду в гости!
— Спасибо за интересный разговор, желаем дальнейших успехов!
Беседовал Батодалай Багдаев.