В зале тишина, гаснет свет, открывается занавес, и зритель погружается в атмосферу непростой жизни детского дома. Главную роль в спектакле исполняет выпускник театрального училища им. Щепкина Онер Кызыл-оол. Его герой — мальчик Аяс — после смерти родителей попадает в детский дом. Жизнь разделена на до и после.
Нашумевший спектакль «Навстречу мечте» вызвал в сердцах зрителей бурю эмоций: плакали, смеялись, скорбели. Билеты раскупались мгновенно. Постановка заставляет задуматься и учит ценить каждую мелочь в жизни. Социальная драма пользуется популярностью у зрителей, желающих посмотреть спектакль становится все больше.
Я, журналист газеты «Тыванын аныяктары» встретилась с артистом театра Онером Кызыл-оолом, который даже не мечтал стать актером, а сейчас не представляет свою жизнь без этого ремесла.
«Онер родился и вырос в маленьком селе Ак-Чыраа Овюрского кожууна. До 4 класса учился в обычной сельской школе. Как и все дети с малых лет увлекался спортом, ходил в секцию борьбы, участвовал в разных мероприятиях в школе, но он знал, что глубоко в сердце живет артист»
— Ты хотел стать художником и вдруг сцена… что случилось?
— Да, в 5 классе родители отправили учится в РШИ, на художественное отделение. После выпуска решил идти тем же путем и поступил в колледж искусств. А через год решил, что это не мое!
— Какая причина оставить начатое?
— Как таковой причины не было, да, мне нравилось рисовать, но в тот момент я почувствовал, что могу попробовать себя в чем-то новом. В чем именно, тоже не знал!
«Ну, не было у мальчишки голове чёткой картины будущего. Путеводная звезда его словно заблудилась где-то и упрямо не желала светить. Мама, которая с раннего детства сына была убеждена, что мальчик растёт способным, всячески старалась раскрыть его талант»
— И ты отправился … в армию?
— Не сразу, ведь я поступил в техникум предпринимательства, тогда ПУ-10, не болтаться же без дела! Призвали в армию, отслужил, восстановился. И вот тут и произошел поворот в жизни.
С самого детства мама, оказывается, верила в то, что я могу стать хорошим актером! И Щепкинское училище ворвалось в мою жизнь. Мама где-то услышала, что ведется набор в тувинскую студию «Щепки». И начала уговаривать: сходи, попробуй. В начале я не обращал внимания, но вскоре все-таки решил сходить на отбор. Спел частушку, рассказал басню, станцевал, чтобы показать пластику. Понравился. И меня взяли. И я поехал учиться в Москву!
— Вау! Ты раньше бывал в столице?
— Был проездом, когда возвращался домой после службы, восхищался красотой этого города, что хотел остаться там учиться. И вот, моя мечта сбылась!
«Онер ехал в Москву вместе с ребятами, которые, как и он, прошли тщательный профессиональный отбор»
— Изначально студентов было 13 человек, а после 4-х лет обучения на родину с дипломами вернулись уже 11 человек, был «отсев».
В «Щепке» Онер попал в мир театра. Каждый день – танцы, вокал, сценическое движение и речь, актерское мастерство. Были и теоретические занятия, но тоже – все связаны театром.
— Онер скажи, а было трудно?
— Признаюсь, трудности были в основном из-за того, что мне не хватало… фантазии. У актёра, думаю, должна быть богатая фантазия. Я заметил немаловажное качество, которое очень мешало мне как актёру: чуть что — закрываюсь в себе. Конечно, мне это не нравилось. Боролся со своими недостатками. Да что там — и сейчас борюсь. Были какие-то лёгкие сомнения, но… лишь мельком.
«После окончания театрального училища им. Щепкина ребята все устроились работать в Национальный Театр им В. Кок-оола. И уже на протяжение 5- ти лет участвуют во всех театральных постановках, полностью погружены в жизнь театра»
— Вот честно, я очень полюбил свою работу. Знаете, когда после спектакля ты выходишь на аплодисменты, — это непередаваемые эмоции. Энергия из зала, глубокое удовлетворение.
— Сейчас ты считаешь себя артистом?
— Скорее да, чем нет. Если сравнивать, в училище такого ощущения еще не было. Как говорится, все приходит после практики.
— Какие роли ты уже успел сыграть на сцене тувинского театра?
— Я играл разные по характеру роли, такие как: Шир Шамед в спектакле «Ходжа-Насреддин», Дембек Солаан-оол – «Ошпээн ынакшыл», Тит Ларций – «Кориолан», Дулей-оол – «Хайыраан бот», старшина Васков Федот Евграфыч – «А зори здесь тихие», Монге аяс «Навстречу мечте» и другие.
А какая роль далась трудно?
— Наверно вот этот, последний спектакль «Навстречу мечте» — «Чугленген кузел». Именно в этой постановке, я должен был прожить судьбу мальчика, который потерял обоих родителей и оказался в интернате. Было сложно. Есть сцены, где детдомовцы оголяли мальчика и заставляли бегать босиком по льду, сцена, где лучшего друга Аяса выкидывали из окна. И страдал Аяс, а я должен был все это сыграть. Не сразу, конечно, но роль, на мой взгляд, удалась. Получилось передать эмоции, боль!
— А долго ли ты шел к тому Онеру, который сейчас на сцене театра превосходно играет в спектаклях?
— Ну, да… еще идти и идти.
— Можешь ты хочешь дать совет тем, кто хочет поступить в театралку?
– Самое главное это – желание. Действуйте! Зажигайте слушателя, вовлекайте его в рассказ своим неравнодушием. В нашей профессии бояться нельзя, надо себя переламывать, изучать характеры, вживаться в роль. Это сложно, а надо. И, конечно, банальное – читать, смотреть. Это очень важно для артиста.
Гюзель Кунзет