Этой осенью в новом буддийском монастыре Тубтен Шедруб Линг в столице Тувы Кызыле впервые прошла Международная научная конференция «Традиционная медицина и духовные практики в современном мире: тенденции и перспективы развития». Построил обитель и инициировал проведение форума Культурный фонд имени Кужугета Шойгу. Об итогах конференции, уникальности монастыря и планах развития духовности, образования и медицины в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказала председатель правления фонда Ирина Шойгу. Беседовала Ольга Липич.
– Ирина Кужугетовна, каковы первые итоги форума, удалось ли наметить пути взаимодействия буддийской медицины с современной западной наукой, официальными подходами к лечению?
– Да, удалось наметить пути интеграции. Надеюсь, это будет способствовать оздоровлению нашего общества в целом. Полагаю, что дан некий старт и решению вопросов правового регулирования.
– В чем кроются сегодня основные проблемы в этой области?
– Юридический аспект: правовое поле не подготовлено. У нас учатся ребята на тибетских докторов. Есть врачи тибетской медицины, которые получают образование высокого уровня в Индии, в буддийских монастырях, и имеют большой опыт. Но, приезжая в Россию, практиковать в полном объеме они официально не могут. Это касается и специалистов в области китайской медицины.
Чтобы иметь возможность легально работать, применять свои знания, лечить людей, тибетским докторам сейчас необходимо параллельно получать документы об окончании других медицинских учебных заведений, дополнительные дипломы и сертификаты.
– Бич современного человечества – психологические проблемы, стрессы, тревоги. Насколько духовные практики буддизма, осознанность важны, на ваш взгляд, в подходе к различным явлениям и угрозам в жизни, чтобы сохранять здоровье?
– Участники нашей конференции, в частности, академик Святослав Всеволодович Медведев, основатель Института мозга человека РАН, говорили об этом. О пользе исследований медитации, о выявленных для человека возможностях. Представитель Фонда содействия буддийскому образованию и исследованиям Олег Кимович Вавилов очень точно сказал, что в основе помощи людям и врачевания должно быть сострадание. Основная линия в буддизме – это именно сострадание. Думаю, что, опираясь на это, мы будем иметь шансы наиболее действенной помощи людям.
– Что буддизм как религия, философия и наука значит для вас лично, для вашего брата Сергея Кужугетовича Шойгу, для всей вашей семьи?
– Мы православные, крещеные. Но буддизм – это наша история, наши традиции. Мы очень тесно связаны с родной Тувой, где основной религией является буддизм.
– То, что вы крещеный человек, не мешает вам помогать последователям буддизма в Туве, общаться с ламами?
– Нет, конечно. Буддизм не отрицает ни одной религии, и Его Святейшество Далай-лама говорит, что все религии хороши, что если вы живете среди людей одной конфессии, то оставайтесь в ней, но вы можете интересоваться философией буддизма. И я, например, интересуюсь философией буддизма. Смысл в глубинных вещах, добре и сострадании.
– Насколько знаю, Тубтен Шедруб Линг – единственный буддийский монастырь в России, который взял под покровительство Далай-лама. А что еще уникального в этой обители?
– Уникально все. Только у нас есть столько реликвий, переданных Его Святейшеством Далай-ламой. Это частица праха Будды Шакьямуни, которая помещена в центральную статую Будды в монастыре. Это монашеские одеяния Далай-ламы, которые Его Святейшество подарил нашей обители, собственноручно подписав их. Это буддийские священные тексты. Далай-лама назначил для монастыря и Защитника дхармы, учения, Шестирукого Махакалу, который считается гневной формой Авалокитешвары, Будды Сострадания.
Большие статуи божеств в монастыре – это уникальные произведения искусства и по замыслу, и по технике исполнения (с эффектом состаривания). Ни в одном другом буддийском монастыре России таких больше нет. Для обители созданы также небольшие статуи тысячи будд.
Все статуи создал знаменитый российский скульптор, заслуженный художник России Даши Намдаков (буддист по вероисповеданию, родом из Бурятии). И когда Третьяковская галерея предлагала нам сделать выставку больших статуй перед их установкой, наполнением и «оживлением», статуя Майтреи (Будды Будущего) по высоте не прошла.
– Как «оживляли» статуи?
– Мы «оживляли» их здесь, в монастыре. Для этого была проделана огромная работа. Проводили определенные обряды, строго соблюдая правила. В частности, четыре священнослужителя, монахи поехали в тайгу, попросили духов местности разрешения срубить священные кедры, которые затем привезли в Кызыл в наш монастырь. Здесь кедры должны были высохнуть, затем их нужно было ошкурить. Потом необходимо было сделать для каждой статуи древо жизни.
Полная версия по ссылке: https://vk.com/away.php?to=https://ria.ru/20231013/sh..